A Way Out удивляет многими вещами. Например, тем, что одному поиграть в нее попросту нельзя. Или тем, насколько сильно она пересекается с кинематографом. Ее создатель еще 8 лет назад режиссировал посредственные комедии, а затем умудрился выстрелить с Brothers: A Tale of Two Sons. Вспоминая эту игру, не перестаешь удивляться тому, насколько качественный скачок совершила студия Юсефа Фареса: от изометрической адвенчуры чуть ли не до ААА-экшена. Разве что сотрудничество с Electronic Arts принесло как положительные моменты, так и не очень.
A Way Out — типичный боевик из девяностых. Игра полностью состоит из кусков самых разных классических экшен-фильмов того времени. Два разных по характеру мужика попадают в тюрьму по вине одного и того же злодея. Этот злодей пытается добраться до них даже на зоне, что невероятно сплотило их и побудило устроить побег из тюрьмы. Лео — ирландский забияка, что-то вроде Конора Макгрегора на минималках. Винсент — полная противоположность Лео. Он старше, спокойнее, рассудительнее. Таким образом, перед игроками встает вопрос: кто какую роль будет отыгрывать?
Различия между друзьями на самом деле не настолько явные, как может показаться на первый взгляд. Да, Лео привык заводиться с пол-оборота, орать и драться, а Винсенту приходится постоянно его успокаивать. Однако эти различия кроются сугубо в мелочах: например, ирландец будет вырубать часового не с помощью старого доброго удушения, а прямым ударом в табло. Или, например, во время ограбления закажет пиццу на адрес дома, который сейчас обносит.
А вот в глобальном плане герои отличаются не слишком сильно. Часто происходят ситуации, когда каждый из персонажей хочет действовать по-своему. В этот момент действие как бы переносится на диван: игроки обсуждают, как лучше будет поступить в конкретном случае. Как только решение принято, персонажи на экране просто приходят к согласию и сюжет продолжается. Прием вполне логичный: все-таки основная часть спора проходит не в игре, а за ее пределами. Однако Лео оказывается не таким уж и вспыльчивым. Как только ему говорят «Не делай так», он действительно так не делает. Свой характер он демонстрирует только в концовке, а в течение всей игры ведет себя вполне стабильно. От этого персонажа ждешь чего-то в духе Тревора из GTA 5, чтобы различия между героями ощущались ярче. В A Way Out нет большой разницы, кто кем будет играть, и это не очень хорошо.
Геймплейно A Way Out дарит уникальные впечатления. Авторы очень точно подметили, что объединяет обычного игрока и заключенных, которые только-только оказались на свободе. И тех, и других одолевает общее чувство — любопытство. Вы вроде бы просто исследуете локацию ради ачивок, а персонажи тем временем изо всех сил показывают собственную заинтересованность. Вплоть до того, что вы приходите навестить жену после родов, но застреваете в холле из-за настольной игры. Или вдвоем молча садитесь на детские качели. Лео и Винсент органично обыгрывают каждое ваше действие, отчего вам искренне хочется исследовать каждый уголок на каждой локации. А вдруг я пропущу какую-то смешную сцену?
Большую часть времени A Way Out представляет собой адвенчуру. Вы перемещаетесь по уровню и выполняете определенные условия. Разумеется, многие из них рассчитаны на кооператив. Иногда это совместное открывание дверей, иногда — более сложные вещи. Лучше всего сделаны уровни в тюрьме: мужики всячески прикрывают друг друга и тем самым шаг за шагом приближаются к цели. Пока один из них отвлекает охранника, второй откручивает унитаз от стены. Таким образом игра генерирует кучу ситуаций, в которых вы по-хорошему так угораете. Мы говорим не только о чувстве победы, когда вы успешно прошмыгнули мимо медсестры с ворованной стамеской. Здесь полно совместных развлечений и мини-игр вроде дартса, бросания подков, настолки «собери четыре фишки в ряд» и целой кучи других активностей. Здесь даже есть армрестлинг, который может закончиться только психологической победой — если одному из соперников просто надоест бесконечно нажимать на одну кнопку.
К сожалению, к концу игры таких кооперативных моментов
станет гораздо меньше. Странное дело: то ли самим героям ближе
к финальным титрам уже не нужно так тесно
взаимодействовать, то ли разработку заканчивали в спешке
и попросту не успели как следует потрудиться над второй
половиной игры. В пользу последнего аргумента выступает
экшен-составляющая. В одной из миссий вы берете
в руки автомат или дробовик и начинаете зачистку
мексиканской виллы. Экшен сделан очень криво: целиться неудобно,
оружие не чувствуется, а система укрытий работает через
раз. Поневоле закрадывается мысль: а может, лучше все-таки
QTE? Без стрельбы геймплей смотрится даже лучше. Спокойные сцены
сменяются динамичными погонями, которые впечатляют даже несмотря
на то, что похожие сцены вы видели во многих
боевиках.
A Way Out удивительно красива. Особенно хорошо художникам
удались задние планы. Благодаря им хочется просто сесть
на камушек и смотреть на протекающую мимо реку.
Кстати, такая возможность есть, и она даже приведет
к смачной отсылке к предыдущему проекту создателя игры.
Опять-таки, ближе к концу впечатлять визуально игра будет все
реже и реже. То ли привыкаешь, то ли
ее все-таки доделывали в спешке.
Глядя на A Way Out, начинаешь неоднозначно относиться
к сотрудничеству Фареса и Electronic Arts. С одной
стороны, без поддержки крупной компании мы бы не получили
такой амбициозный проект, а его релиз затянулся бы еще
на несколько лет. С другой стороны, во второй
половине игры то и дело чувствуется, что создавалась она
в сжатые сроки. Тут стало меньше кооператива, вот здесь
стрельба кривая и система укрытий не работает,
а природа Мексики выглядит гораздо слабее, чем окрестности
американской тюрьмы.
Так или иначе, A Way Out — это отличное кооперативное приключение, в котором просто приятно проводить время. Даже несмотря на кучу недоработок. Главное — не поссориться с другом после финала. Поверьте, игра вполне может к этому привести.