Первая Q.U.B.E. вышла на рубеже 2011 — 2012, то есть очень давно. Так что релиз второй части — это небольшой сюрприз. Тем более что оригинал так и не получил большой известности, хотя был одним из самых необычных последователей Portal.
В Q.U.B.E. ты тоже пробирался через комнаты с головоломками, но вся суть была в кубиках. С ними нужно было работать, но только дистанционно, с помощью с особых перчаток. Ты не мог просто взять куб в руки. В игре было четыре цвета: зеленый, синий, красный и желтый. Зеленый давал привычный куб-компаньон из Portal. Синий цвет создавал трамплин. Красный помогал вытянуть из стены целую панель, причем ты мог регулировать высоту. А желтый вытягивал сразу три панели, но их регулировать не позволялось. На этом строились необыкновенные головоломки, которые местами выносили мозг.
Спустя пару лет игру убрали из магазинов и заменили так называемой «режиссерской версией», в которую вошли уровни из дополнений. Что еще важнее, с помощью дополнительной озвучки туда добавили сюжет. В оригинале герой молчал, с ним никто не общался, и ты всю игру не понимал, где находишься, что происходит, есть ли история вообще. А в финале оказывалось, что ты в космосе, на инопланетном корабле. Это было неожиданно, драматично, прикольно, и все объясняло. Но, по иронии, режиссерская версия, которая теперь является единственной, сама спойлерит этот факт в первую же минуту. Разработчики послушали дурацких критиков, ругавших оригинал за скупой сюжет, и добавили его от души.
Во второй части ты снова находишься в инопланетном окружении, что тоже никто не скрывает. Однако многое теперь по-другому. Матовые белые стены, напоминающие о дурке, заменили блестящими плитками. Появились неоновые панельки, окна, лифты, двери, лестницы и даже красивые деревья. Q.U.B.E. 2 выглядит потрясающе. Смотреть на нее — одно удовольствие. Свет выставлен блестяще. В цветовых решениях — удивительный перфекционизм. Художники не держались за одну специфическую стилистику, а работали широко, от хай-тека до руин.
С другой стороны, обстановка стала менее сюрреалистичной. Более привычной: есть, повторяем, двери, на них — логотипы. Есть четкое разделение на комнаты испытаний. Многие главы игры начинаются с того, что ты попадешь в большой зал, по которому идут трубы, и вокруг много комнат с пазлами. Ты должен решить их все, чтобы запустить, допустим, генератор, и пройти дальше. Все очень схематично. Ты будто находишься в заброшенной футуристической лаборатории, а не в инопланетном антураже. В то же время в оригинале не было четкого понятия пола и потолка — везде были белые кубы. Порой даже возникала легкая клаустрофобия. Стены часто перестраивались. Казалось, тебя зажмут. А в продолжении этого нет.
Такое же двоякое впечатление остается и от механики игры. Она идейно похожая на механику оригинала, но все равно другая. Возможно, разработчикам показалось, что они выжали все из прошлых идей и нужно двигаться дальше. Но направление они выбрали спорное.
Четыре цвета сократили до трех: остались зеленый, синий и красный. Желтый появляется в самом конце, но для других целей — он просто убирает лимиты на количество кубов, которые ты можешь создавать. Именно создавать — в этом принципиальное отличие новой механики. Ты не вытягиваешь кубы из стен. Ты сам выбираешь цвет и делаешь кубы. Зеленый цвет по-прежнему создает компаньона, синий по-прежнему работает за трамплин, а красный по-прежнему превращается в длинную панель. Но! Теперь нельзя регулировать красную панель. Она сразу вытягивается на всю длину. Поэтому ее новая основная функция — не очень высокая табуретка, а пружина. Она толкает предметы.
Большинство головоломок содержит один паттерн из зеленого кубика, синего трамплина и красной пружины. Сверху создаешь куб, он падает вниз. В полете его или отбивает трамплин, или потом, с задержкой, бьет пружина. Этот прием применяется самым разным образом. Так можно даже летать, что, кстати, было и в первой части.
Чего только не делают с этим зеленым кубом. Его не только кидают, используют как стул или зажимают им кнопки. Его обливают горючим, чтобы он скользил. Им разбивают двери. Иногда его и обливают, и поджигают, потому что некоторые двери открываются лишь при высокой температуре. Есть магниты и панели, которые перемещают куб или работают дополнительным трамплином. То есть, во-первых, появилось очень много пазлов на основе инерции, а во-вторых, зеленый куб стал играть главную роль. В оригинале он не так сильно выделялся.
Как следствие, игра неожиданно и к большому сожалению растеряла львиную долю оригинальности, став гораздо больше похожей на клон Portal, чем раньше. Плюс, фокусы с магнитами, трамплинами и горючим очень напоминают фокусы с гелем опять же из Portal. Поэтому тем, кому нравился оригинал, будет немного грустно наблюдать за такой переменой. Знакомые головоломки встречаются только под занавес, когда, наконец, дают желтый цвет, и ты можешь, например, сделать несколько синих трамплинов и прыгать по ним.
Притом, несмотря на вторичные идеи, сами головоломки хорошие. Несложные, но всегда с красивыми решениями, что тоже важно. В них приятно копаться. Интересно пробовать разные комбинации кнопок, цветов и других механизмов, пока не подберешь верную.
Зато теперь никто не скажет, что нет сюжета. Тему пришельцев полностью раскрыли и даже вписали какие-то философские мысли о природе людей. Как серьезные фантасты, задались вопросом: что мы, как цивилизация, из себя представляем, и куда нам лучше двигаться. В конце даже выбор есть. Но, честно говоря, получилось неубедительно. Как-то нескладно. Излишне высокопарно. Клишированно. Это обидно, ведь у авторов есть чувство прекрасного, а рассказывать истории они так и не научились.