После ухода Хидео Кодзимы Konami оказалась в весьма неудобном положении. Компания понимала: аудиторию нужно как следует подготовить к тому, что номерными частями легендарной серии будут заниматься другие геймдизайнеры. Так появилась Metal Gear Survive, которая, судя по всему, должна была принять на себя основной удар негодующих фанатов. Скажем прямо: новый экшен получился не таким плохим, как вам напишут в комментариях. Однако без знаменитого японца Konami прокололась сразу в нескольких вещах. Кое-где эти проколы вполне логичные, кое-где — не очень.
Авторы Metal Gear Survive не смогли довести сценарий до ума. Игра начинается очень бодро: после событий Ground Zeroes появляется портал, который засасывает в себя остатки Mother Base. Вы тем временем узнаете о существовании параллельных измерений и о паразитах, которые рискуют попасть в привычный мир. Поэтому вас отправляют в другой мир, чтобы вы разобрались с ордой зомби. Чуть позже Survive продолжает подогревать интерес. Вроде бы и приказы четкие, а вроде бы начальство юлит и путается в формулировках. Невольно начинаешь вспоминать The Phantom Pain с ее замашками на постмодернизм и отсылками к «Моби Дику».
Опасения, что без Кодзимы новая Metal Gear окажется слабой в плане повествования, у нас были задолго до релиза. К гадалке не ходи — переплюнуть знаменитого геймдизайнера, который уже несколько лет интригует нас своей новой игрой, почти невозможно. Так в итоге и получилось. Сюжет Survive представляет собой второсортный боевик про зомби-апокалипсис и ничего более. При этом у нее очень неплохая завязка, которая вселяет надежду на то, что дальше будут внезапные твисты. Нет, не будут.
Сама survival-механика оказалась очень затягивающей. Особенно поначалу, когда вы едва можете выдержать схватку с двумя мертвецами. Игроку нужно заботиться о собственном выживании: собирать ресурсы не только для укрепления базы, но и для утоления своих физиологических потребностей. Голод и жажду придется устранять очень часто — таких прожорливых героев еще нужно поискать. Таким образом авторы поддерживают в тонусе общую динамику. Вы либо двигаетесь, либо умираете. Постоянно ходить по одним и тем же местам не получится: ресурсы респавнятся гораздо медленнее, чем работает метаболизм героя. Скоро появляется третий таймер — кислород. Штука в том, что в мире игры есть опасные куски локации, что-то вроде аналога Темной Зоны из The Division. Лута там побольше, однако и выжить в местных условиях сложнее. Путешествовать приходится в огромном облаке пыли, в котором попросту нечем дышать. При этом все ваши устройства начинают сбоить, так что передвигаться нужно по старинке, с помощью ориентиров. Появляется этакий элемент триллера. Напугать игра не может — все-таки в 2018 году зомби перестали быть чем-то страшным. А вот благодаря сразу трем таймерам и отключению электронных помощников выживание становится увлекательным.
С крафтингом получилось очень противоречиво. По ходу исследования вам будут попадаться разные чертежи, позволяющие строить более изощренные заграждения. Знай себе, собирай ресурсы, строй ловушки и коси толпы ходячих мертвецов. Однако на самом деле наиболее эффективная связка доступна с самого начала. Вы строите самый «дешманский» забор из сетки-рабицы и методично протыкаете каждого врага копьем. Работает идеально в ста процентах случаев. Строить огненные ловушки, конечно, интересно, однако только в том случае, когда закликивание вам уже до чертиков надоело. Если честно, вся эта механика сбора мусора для постройки стен выглядит очень неорганично. Она заставляет уделять больше внимания открытому миру, отодвигая на задний план все остальные аспекты игры. Из-за этого получилось что-то среднее: вроде бы находиться в мире Survive интересно, но при этом в ней пустовато. Было бы гораздо лучше, если бы новая Metal Gear была более камерной, как недавняя The Evil Within 2. А ведь в ней тоже есть крафтинг и зомби!
Но такая камерность сильно помешала бы хитрым микротранзакциям. В Metal Gear Survive нет PvP, так что чисто теоретически наличие микроплатежей не должно вызывать негативные эмоции. Можно даже пропустить тот факт, что дополнительный слот для сохранения здесь стоит порядка десяти долларов — или плати, или удаляй старого персонажа. Все-таки это не ММОRPG, где есть желание попробовать новый класс. Одного слота более чем достаточно.
Konami зашла с другой стороны. Здесь есть режим с обороной базы, что-то вроде эндгейм-контента. Примерно то, что нам показывали в бета-версии. Вы строите кучу оборонительных сооружений, а затем отбиваетесь от многочисленных волн зомби. Перерывы между этими волнами рано или поздно станут весьма продолжительными, порядка десяти часов. При этом игра живет своей жизнью: даже после выхода из игры таймер продолжит отсчет. Если в назначенное время вы не запустите экшен, то оборонять базу будет искусственный интеллект. Остановить этот таймер можно только за деньги. Такой спорный элемент взят чуть ли не из всяких ферм на мобильных устройствах — здесь он выставляет разработчиков в невыгодном свете.
Metal Gear Survive выглядит как дешевый способ отвести агрессию фанатов на нейтральный продукт, который практически не привязан к основным событиям серии. То, что экшен делали на скорую руку, видно по многим вещам. Слабая подача сюжета не только не может конкурировать с тем, что делал Кодзима — даже само по себе повествование очень блеклое и вторичное. Если присмотреться к графике, то она мало чем отличается от The Phantom Pain, которая, на минуточку, вышла почти три года назад. Дело даже не столько в технологичности — Survive попросту использует ассеты предыдущей игры, никак их не переработав. Локации здесь похожи на Афганистан и Африку из пятой части Metal Gear, а местной медсестре приделали лицо Молчуньи. Фанаты, которые кричали о том, что новая Metal Gear будет плохой, отчасти оказались правы. Но не потому что Konami разорвала отношения с известным геймдизайнером, а потому что студия попросту набросала игру на скорую руку.