Главная фишка Kingdom Come: Deliverance, о которой не раз заявляли создатели игры — это историческая достоверность. Мало где можно по-настоящему ощутить себя в настоящем Средневековье со всеми его плюсами и минусами. Минусов у этой эпохи, конечно, намного больше, чем плюсов. В Средневековье человеческая жизнь не стоила практически ничего, а вся Европа жила в состоянии перманентной войны. Мы решили разобраться, в каком мире вы бы очутились, попади вы в Богемию начала XV века.
Чтобы лучше понимать, что происходило в то время в Богемии (которую нельзя в полной мере называть Чехией, поскольку в ее состав входили нескольких соседних княжеств), важно разобраться, как обстояли дела в Европе. События Kingdom Come начинаются в 1403, и к этому году на континенте наступило относительное затишье. Даже в Столетней войне все временно успокоилось, хотя этот период продлился недолго — всего несколько десятилетий. Средневековые государства смогли отдышаться от кровавой мясорубки, чтобы вступить в новую. К тому же, население многих северных территорий уменьшилось почти вдвое из-за вспышки чумы, так что вести эффективную войну в таких условиях было трудно.
Впрочем, на восточных рубежах сражения не утихали. Немецкие, польские и литовские войска отбивались от очередного вторжения Золотой орды. Правда, безуспешно. Были войны между венграми и хорватами, но даже они не могли сравниться с тем, через что Европа прошла ранее.
Место действия Kingdom Come — Священная Римская империя, одно из крупнейших существовавших в регионе государств. Тем не менее, его трудно назвать «государством» в нашем представлении, поскольку состояло оно из десятков разных графств, королевств, маркграфств и так далее. Все они могли отличаться друг от друга во всем, включая язык. Единственное, что их объединяло — это императорская должность. Именно должность, поскольку императора выбирали семеро курфюрстов — так называемых «выборщиков», куда входили самые влиятельные правители империи.
Есть известное изречение Вольтера о том, что Священная Римская империя — на самом деле не священная, не римская и не империя.
Король Богемии — один из самых сильных и богатых феодалов, поэтому его трон всегда был лакомым кусочком. В силу раздробленности процесс усиления феодальных повинностей на большинстве территорий Священной Римской империи шел не так активно, как в соседних государствах, поэтому сохранялась прослойка мелкого свободного крестьянства и довольно развитый институт купечества. Именно эти слои населения стали основой экономического процветания
Сражения несколько поутихли, но политическая борьба не прекращались ни на секунду. К 1403 году Европа подошла с экономическим рассветом Ганзейского союза и кризисом католической церкви. Первый интересен для понимания того, почему Священная Римская империя при своей раздробленности представляла собой довольно грозную силу. Даже в небольших богемских городах вы могли увидеть не три деревянные избушки вокруг часовни, а дома в несколько этажей, таверны и сытых мещан. Не говоря уже о немаленьких церквях, фрески в которых стоили целое состояние.
Именно в этот период образовалась классическая чешская кухня с обилием мяса и мучных изделий — гуляшей, кнедлей и всего того, что и сейчас можно заказать в пражских ресторанах. Французская средневековая кухня была гораздо скуднее и состояла преимущественно из овощей и ржи. Знаменитый луковый суп из лука, сыра и бульона — самое стандартное французское блюдо того времени.
Именно в центральной части Европы выпивали больше всего пива. Но не ради того, чтобы напиться (хотя и это тоже), а из-за проблем с доступом к питьевой воде. Употребляя алкоголь, средневековый житель мог быть уверен в том, что он ничем не заразится. Кроме того, пиво — довольно сытный напиток, который хорошо дополнял рацион крестьян, выполняющих тяжелую работу на полях.
Относительная обеспеченность и не менее относительная свобода местных мещан и крестьянства позволили им быть такими успешными в будущих Гуситских войнах. Многие могли позволить себе кое-какую защиту и уже распространившееся к тому моменту огнестрельное оружие, хотя арбалетов все еще было больше. Вас в принципе не должно смущать, что в каждом втором кусте Kingdom Come сидят бандиты в неплохих кольчужных доспехах, которые в той же Британии того времени достать было очень сложно.
Конечно же, это не означает, что армия тех же гуситов была полностью укомплектована оружием. В этом воинстве по-прежнему было немало бедноты, которая захватывала снаряжение в бою, а одним из самых популярных орудий убийства был простой боевой цеп. Активно использовались топоры и косы — обычные рабочие инструменты.
В любом случае, войска гуситов выглядели не так жалко, как многие армии того времени. Именно они начали массово использовать тактику «вагенбурга» — мобильного укрепления, создаваемого из связанных цепями возов снабжения. Эта тактика была особенно эффективной в условиях массового применения стрелкового оружия, а также позволяла успешно противодействовать кавалерии. Стоит понимать, что 1403 год — это практически конец «золотого века» рыцарской кавалерии и вообще рыцарского сословия. Рыцари все еще часто встречались на поле боя, будучи грозной силой, и все чаще получали достойный отпор, что стало возможным благодаря тактическим ухищрениям, применявшимся такими мещанскими армиями.
Начало конца рыцарской кавалерии было положено еще в битве при Креси, которая произошла за полсотни лет до событий Kingdom Come. Тогда английские лучники просто расстреляли цвет французской аристократии, идущий в бой на закованных в броню лошадях. Достаточно было лишь не играть по стандартным на то время правилам сражений.
Кризис католической церкви играет гораздо более важную роль в событиях Kingdom Come. Именно этот раскол непосредственно привел к политической борьбе на территории Богемии в начале XV века. Так как религия всегда была частью политики, в определенный момент о своих правах на папский престол объявили сразу три претендента. Один из них из Рима, другой — из Авиньона, который был папской резиденцией на протяжении почти целого века. Третьего претендента во внимание брать не стоит, поскольку в этом случае впору было бы шутить о «техническом кандидате», не влияющего на ситуацию в целом. Страны поддержали разных кандидатов, а Священная Римская империя разделилась пополам. Но важно это было прежде всего тем, что расколотый клир привел к появлению альтернативных религиозных течений, которые с точки зрения канонической церкви можно было назвать только еретическими.
Конечно, для Европы христианские ереси и крестовые походы против них не были в новинку. Уже была уничтожена довольно влиятельная секта катаров, которую поддерживали французские феодалы. Такая же судьба постигла и более скрытых богомилов, популярных на Балканах, где совсем недавно утратила влияние еще живая, но дышащая на ладан Византийская империя.
И вот на сцене появился Ян Гус, который под влиянием английского богослова Джона Уиклифа, устав от зажравшихся священников, начал призывать к реформированию католическую церковь. За это он был сожжен, будучи позванным на Констанцский собор. Главной проблемой в этой ситуации было то, что император Сигизмунд гарантировал ему безопасность, но не сдержал свое слово. Началось восстание, успешно продолжавшееся два десятилетия. Его участникам удалось отбить пять крестовых походов, но в результате они перессорились и банально перебили друг друга. Все это оказало гигантское влияние на историю Восточной, да и всей Европы.
Описанные выше события произошли через 11 лет после начала истории Kingdom Come, но они дают понять, какой пороховой бочкой была тогдашняя Богемия. И, что немаловажно, подводит нас к тому самому Сигизмунду — человеку с интересной судьбой, который на пути к престолу успел убить нескольких родственников, побывать правителем нескольких государств и разрешить раскол католической церкви, своими действиями поспособствовав появлению Мартина Лютера — человека, начавшего настоящую реформацию католической церкви.
Сигизмунд, если оценивать его с точки зрения современной морали — это харизматичный злодей, эффективный менеджер и собиратель земель, для которого любые средства хороши. В противовес ему, король Богемии и старший брат Сигизмунда Вацлав IV — это аналог Роберта Баратеона из «Игры престолов», только еще и не умеющий драться. За время правления Вацлава его два раза брали в плен местные же феодалы. В первый раз его помог освободить сам Сигизмунд. Во второй раз, в 1403 году, судя по всему, это сделаете вы.
До абсолютных монархий было еще далеко, поэтому король часто был лишь «первым среди равных», а нередко был даже слабее своих феодалов. Герцоги Орлеанские, например, часто диктовали свои условия королю Франции и могли даже пойти на него войной. Очень показательна в этом плане история становления Вильгельма Завоевателя, хотя это и произошло на четыре века раньше.
Но для чехов Вацлав был гораздо более приемлемым королем, чего его младший брат. Во многом благодаря тому, что старший выступал за чехов, покровительствовал Яну Гусу и постоянно соперничал с католической церковью, архиепископы которой были владыками во многих окружающих землях. А вот младший отстаивал интересы немецких княжеств и был для Богемии чужим захватчиком. Возможно, именно в это время начала формироваться чешская политическая культура, в которой очень важно, чтобы лидер был «своим в доску», а на его недостатки можно закрыть глаза. Недавние выборы президента, где этот пост снова получил Милош Земан, имеющий проблемы с алкоголем, подтверждают это. Для чеха менее важна полезность лидера для страны — гораздо большее значение имеет возможность выпить с ним в баре.
Конечно, можно было еще рассказать о многом. История Богемии комплексная и разнообразная, с гигантским количеством интересных персонажей. Те же Гуситские войны заслуживают отдельного текста и отдельной игры.