В нашем недавнем превью первого большого аддона для Civilization VI под названием Rise and Fall мы рассказывали о том, что нового он принесет в игру. Сейчас мы расскажем, как это все работает и влияет на ход партии.
Все дополнение Rise and Fall построено вокруг трех взаимосвязанных механик: «темных» и «золотых» веков, губернаторов и лояльности. Всего изменений в игре гораздо больше, однако именно эти новые механики являются ключевыми в аддоне. Возможность вступать в период Золотого века знакома всем игрокам в Civilization: в определенный период времени любая нация могла вступить в эту эпоху, получив бонусы к науке, экономике и всем сопутствующим индустриям.
В Rise and Fall механика немного изменилась. Чтобы войти в Золотой век, вам нужно набрать определенное количество очков, получаемых за успешное развитие вашей цивилизации. Это может быть практически что угодно, от получения вассальной клятвы города-государства до строительства чудес света. Набрав положенный кап, вы войдете в Золотой век, получив возможность выбрать один из бонусов, который будет активен до входа в следующую эпоху. По сути, каждую эру вы будете проходить проверку на эти очки, после чего вы можете как войти в Золотой, так и попасть в Темные века.
Золотой век от Темного времени будет отличаться даже визуально. В первом случае карта буквально начнет светиться, а во втором станет неприятно тусклой. Это будет мотивировать вас изменять вашу стратегию, чтобы снова увидеть яркие зеленые лужайки, а не зимнюю Великобританию.
Темные века характерны тем, что в них вы получаете определенные штрафы к лояльности ваших городов. Также в этой эпохе вы не получите никаких преимуществ, однако сможете выбрать новые карточки социальной политики. Они довольно мощные, но имеют свою цену. Например, изоляционизм очень неплохо поддержит ваше производство, но полностью запретит вам создавать новые поселения. На ранних стадиях, когда все проводят экспансию, это очень вредная карта, но в поздней игре, когда территории уже разделены, изоляционизм может стать неплохим подспорьем.
Есть и промежуточный вариант — Нормальная эра, которая не дает никаких особых плюсов и минусов. В этой эпохе очень удобно завершать период античности, чтобы в средневековье можно было без особых сложностей вступить в Золотой век. Кроме того, есть и редкая Героическая эпоха, которую можно получить, поднявшись из Темного века в Золотой. В Героической эпохе вы получите возможность выбрать сразу несколько очень серьезных бонусов.
Благодаря новым механикам эпох появился смысл в строительстве ранее бесполезных чудес света. Каждое новое «чудо» поможет вам в достижении вашей цели.
Механика эпох призвана дать возможность догнать лидеров, которые, вырвавшись вперед, лишь наращивали свой потенциал, не давая шансов аутсайдерам. С выходом дополнения даже крупнейшим империям на карте не стоит быть такими же беспечными, как прежде. Конечно, падение в Темные века не перевернет всю партию с ног на голову, но может послужить поводом для более тонкого балансирования, удерживая внимание участников на протяжении всей игры.
Пожалуй, главное, на что влияет механика веков — это лояльность. И это то, на что нужно теперь обращать очень пристальное внимание. Лояльность демонстрирует, насколько хорошо вы контролируете города своей империи. Если ее уровень падает, то у города есть шанс получить независимость, что всегда происходит некстати. Хорошо лишь то, что войска, которые находились в поселении, не переходят на сторону революционеров, а «выбрасываются» за границы населенного пункта. Но у сепаратистов автоматически появляется сильное ополчение, что не позволит вам сразу же вернуть город в свою империю.
Поведение искусственного интеллекта в игре подверглось доработке. Теперь даже на высоких уровнях сложности недовольные не будут все скопом объявлять вам войну просто из-за того, что им так захотелось.
Сильнее всего значение лояльности проявляется на континентальных картах, где империи расположены очень близко друг к другу. Дело в том, что у городов теперь есть довольно большая зона, находясь в которой города противника будут очень быстро терять лояльность. Это сильно ограничивает старую стратегию агрессивной экспансии, когда прямо у столицы врага можно было создавать свой город, отрезая противника от стратегических ресурсов. Теперь в таком случае ваш новый оплот просто устроит революцию через несколько ходов, а в скором времени и вовсе может присоединиться к врагу.
Тактику расселения теперь нужно четко планировать, заранее закладывая условия вашего расширения. Например, сначала селиться на задворках, создавая непроходимый рубеж для поселенцев врага, и только потом заполнять центр империи. Больше не получится сделать подлянку противнику и основать город чуть ли ни в центре его империи. Но если вы любите играть на архипелагах, где империи разделяют сотни условных километров воды, волноваться о лояльности придется гораздо меньше.
Войска городов-государств стали более агрессивными, сражаясь далеко за пределами своих границ. Это неожиданно повлияло на эффективность варваров. Если раньше вплоть до середины игры они накатывали огромными толпами, то теперь с ними успешно справляются нейтралы.
Лояльность косвенно повлияла и на великих людей. Теперь для мирного варианта развития стали полезны генералы и адмиралы, повышая лояльность городов, в которых они расквартированы. Также повышают требования к планированию губернаторы. Всего их семеро, и каждый имеет свой уникальный набор умений, влияющий на развитие городов. Например, кардинал увеличивает влияние религии на окружающие населенные пункты, в том числе и вражеские, так что его полезно отправлять в приграничный форпост. Есть губернатор-промышленник, который очень неплохо смотрится в столице. Есть академик, помогающий науке и культуре.
Rise and Fall оказалось гораздо более глубоким дополнением, чем мы думали. Теперь хочется пожелать, чтобы создатели игры продолжили дальше развивать ИИ, который все еще ведет себя довольно странно в некоторых ситуациях. Впрочем, не все сразу.